Мы разбирали пару Добро-Зло, а я тут вспомнил, что есть слово доблий - доблестный - крепкий в добре (Даль). также, поскольку буквы Р и Л переходят друг в друга, доблий - добрый. Тогда пара Добро-Зло тоже имеет право на существование.
Ну а чтобы прибавить теме веса, приведу отрывок главы из книги Эрос и Сатори, где я цитирую Летописец Эллинский и Римский, а в нём есть описание жизни Александра Македонского. «…Да так бо бе велеречивь, тръпеливь и добль. Тем и вся земля стыдяшеся и дивьляшеся ему, паче же целомудриа его ради, и разумиа, и многаго смысла его, и премудрости, Аристотелем бо наученъ бысть всякоя словесныя козни, на укромие наученъ бысть, въиникъ же дръзъ сый…» Перевод. «…Да, так он был красен словом, терпелив и совершенен во всём. Вся земля застыла в восхищении перед этими его качествами и удивлялась им, а больше всего его целомудрию, разуму, многоплановости и премудрости, ведь Аристотель научил его владеть словом и скромности, и воин он был дерзкий…» Заметили слово добль? Добль - доблий (Даль) – доблестный. И ещё: добль – дубль – два – целая двойственность – а здесь всегда присутствует совершенство. Поскольку буквы Р и Л переходят друг в друга, то, вероятно, слово доблий это добрый, тогда добрый человек это человек соединивший противоположности и прошедший двойственность, что, в общем, имеет смысл, тем более, что доблестный – крепкий в добре. Заметьте также слова целомудриа, разумиа, многаго смысла его, премудрости – всё это разные состояния ума и предки их различали, и нам нужно научиться видеть их и переживать. Попробую растолковать их. Целомудрие – целая мудрость - это когда человек находится в состоянии целостного ума, а правильнее сказать, в состоянии целостной мудрости, то есть его ум находится в му и он не позволяет входить и влиять на себя всяким разным мнениям, и сам тоже не шляется и не собирает в себя, что пробегает мимо (например, в наше время занимающиеся духовным развитием метут в себя всё подряд). Такой человек знает СВОЮ правду и следует ей. Что означает «ум находится в му»? Ум неподвижный так, что проявляется му. Разумие – следовать-следствие, разуметь-разумие – ум может свободно двигаться в разных направлениях (приставка раз на это указывает). Многие смыслы. Смыслы мы закладываем в детстве, когда соотносим предмет (его образ) с его полезностью (с образцами, как его можно использовать). Детский ум не развит, поэтому задачи ребёнок решает простые, соответственно и смыслы разных вещей и явлений он закладывает в память тоже простые (их может быть один, или, максимум, два): это – для этого, то – для того-то. Когда мы вырастаем, жизнь ставит перед нами более сложные задачи и прежние смыслы уже нас ограничивают, необходимым становится их расширять, чтобы выживать. Например, ножиком можно резать хлеб (это может быть самым первым смыслом, который ребёнок вкладывает в себя), им же можно строгать, им же можно драться, им же можно убивать им же можно фехтовать, перекидывать из руки в руку, метать, можно защищаться и бить рукояткой, держать лезвие можно прямо, поперёк, назад, ну и т.д. Александр владел многими смыслами относительно самых разных вещей, а я это словосочетание перевёл как «многоплановость», обеднив и затуманив перевод таким образом, но мы, идя в 21 век, сами обеднили себя, когда утеряли первичное видение словосочетания «многие смыслы». Можете сейчас сказать: «Он владеет многими смыслами»? Да, непривычно, но нужно привыкать и вводить его в живой язык. Причём заметьте, речь в этом словосочетании идёт не о сообразительности - это отдельный процесс ума. При сообразительности в уме происходит сравнение образов, содержащихся в памяти. Премудрость – думаю, речь здесь идёт о пустоте, пустоте потому, что все четыре состояния это противоположности друг друга: целомудрие – разумие, многие смыслы – пустота.
|